Спорные вопросы Правил дорожного движения

2
1986
спорные вопросы ПДД, ПДД, обгон на неразмеченной дороге, пропуск пешеходов, спецавтомобили, когда нужно остановиться перед зеброй, пропуск пешеходов, пропуск спецавтомобилей, трамвайные пути, можно ли ездить по трамвайным путям

Казалось бы, Правила дорожного движения, как и любой другой закон, должны быть однозначны и не подлежать двоякому трактованию. Однако в реальной жизни это не так.

На практике, спорных ситуаций, связанных с применением ПДД, более чем достаточно. О таких спорных ситуациях нашу редакцию постоянно спрашивают, поэтому мы решили обобщить вопросы и ответить на самые популярные из них. Надеемся, что данная статья поможет вам сохранить деньги и нервы при общении с сотрудниками ДПС.

Обгон там, где нет разметки

спорные вопросы ПДД, ПДД, обгон на неразмеченной дороге, пропуск пешеходов, спецавтомобили, когда нужно остановиться перед зеброй, пропуск пешеходов, пропуск спецавтомобилей, трамвайные пути, можно ли ездить по трамвайным путям

Увы, но не все российские дороги имеют дорожную разметку. Стёрлась сплошная линия, засыпало её грязью, снегом, не успели нанести разметку на новый участок асфальта – эти и многие другие ситуации сплошь и рядом встречаются на наших дорогах. В этой ситуации больше всего вопросов связано с тем, можно ли обгонять. Конечно, если стоит знак «Обгон запрещён», то всё просто – обгонять запрещено. Но ведь не всегда такой знак есть. Что же делать водителям?

Если дорога очевидно двухполосная и нет других поводов для запрета (например, мостов), то обгонять можно. Сложнее, если полос больше. По правилам, на четырёхполосной дороге выезд на встречную полосу запрещён, но если нет разметки, то все оценки ведутся на глаз, а это не даёт стопроцентной уверенности в точности измерений, ведь ещё нужно замерить и доказать, что на данной дороге действительно 4 полосы, и автомобиль выехал на встречную полосу.

Совсем недавно подобный вопрос рассматривала Коллегия Верховного суда РФ. Одного водителя оштрафовали на сумму 5 000 рублей за то, что он якобы незаконно обогнал впереди идущий автомобиль. Автолюбитель дошёл до ВС РФ, который подтвердил, что, если нет разметки и знаков, запрещающих обгон, то оштрафовать водителя за выезд на встречную полосу движения нельзя, но и обгон на широкой неразмеченной дороге суд безнаказанным не оставил, а признал водителя виновным по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного направления, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной колонны либо занятие места в ней). Наказание по данной статье – 1,5 тыс. рублей.

Конечно, это лучше чем 5 тыс. рублей или лишение прав, но всё-таки лучше на неразмеченной дороге лишний раз не обгонять.

Спецмашины

спорные вопросы ПДД, ПДД, обгон на неразмеченной дороге, пропуск пешеходов, спецавтомобили, когда нужно остановиться перед зеброй, пропуск пешеходов, пропуск спецавтомобилей, трамвайные пути, можно ли ездить по трамвайным путям

Одни принципиально не пропускаю спецавтомобили, другие пугаются и тормозят на обочине, как только подобный автомобиль покажется в зеркалах заднего вида. Но это крайности, а ведь ПДД обязывает водителей пропускать не только спецавтомобили, но и автомобили, которые они сопровождают. А как такие распознать? Ведь ПДД не даёт каких-то чётких внешних примет, кроме включённого ближнего света. Учитывая, что сейчас практически все ездят с ближним светом, то можно сказать, что такие автомобили никак не отличишь. Однако обычно водители таких автомобилей в потоке ведут себя агрессивно, и другим водителям, волей, неволей, приходится их пропускать.

Относительно спецавтомобилей есть одно распространённое заблуждение – включённые проблесковые маячки дают водителю такого автомобиля дополнительные права. Это не так, дополнительные права появляются только тогда, когда к проблесковым маячкам включена сирена. Без сирены такие машины имею право отступать лишь от некоторых пунктов Правил при выполнении неотложного служебного задания. Однако при этом приоритета перед другими участниками движения у них в этом случае нет. Можно сказать, что таким образом спецавтомобиль лишь обозначает себя в потоке.

Трамвайные пути

спорные вопросы ПДД, ПДД, обгон на неразмеченной дороге, пропуск пешеходов, спецавтомобили, когда нужно остановиться перед зеброй, пропуск пешеходов, пропуск спецавтомобилей, трамвайные пути, можно ли ездить по трамвайным путям

Можно ли использовать трамвайные пути для проезда или нет? Это вопрос юридический, причём не всегда однозначный. Из ПДД следует очевидно лишь одно – нельзя ездить по трамвайным путям встречного направления, а вот по попутным можно, но не всегда, а при выполнении некоторых условий.

Во-первых, если трамвайные пути расположены на одном уровне с проезжей частью.

Во-вторых, все полосы в направлении движения заняты.

В-третьих, автомобиль не создаёт помех трамваю.

Впрочем, есть одна ситуация, при которой водитель не то что должен, а обязан пользоваться трамвайными путями – при повороте налево и отсутствии знаков, которые предписывают поворот не с рельсов. Но в этом случае также следует не создавать помех трамваю, хотя иногда это физически невозможно, ведь нужно пропустить встречный транспорт. Но это рекомендация – оштрафовать за это вас не могут.

Пешеходы

спорные вопросы ПДД, ПДД, обгон на неразмеченной дороге, пропуск пешеходов, спецавтомобили, когда нужно остановиться перед зеброй, пропуск пешеходов, пропуск спецавтомобилей, трамвайные пути, можно ли ездить по трамвайным путям

Недавние споры по поводу ужесточения наказания за непропуск пешеходов, подняли  давнюю проблему – нередкие попытки сотрудников ДПС незаконно наказать за это. Мол, нужно останавливаться, как только пешеход вступил на пешеходный переход. Но это не так!

В ПДД чётко сказано, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какие-либо манёвры, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Из этого следует, что останавливаться, чтобы пропустить пешехода нужно далеко не всегда. Иногда достаточно замедлиться, чтобы убедиться, что траектории движения не пересекаются и продолжить движение со своей скоростью.

Однако при этом нужно внимательно смотреть за действиями соседей по потоку. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость другое транспортное средство, то водителям, движущимся в том же направлении, следует также остановиться или снизить скорость. В этом случае наказание будет справедливо, ведь пешеход может скрываться за автомобилями.

Уважаемые читатели, а в вашей практике возникали спорные моменты, когда вы страдали от неоднозначной трактовки ПДД? Расскажите об этом в комментариях, быть может именно ваша ситуация поможет другим водителям избежать ошибок в будущем.

Автор: Денис Рябченко

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Изучение спорных моментов ПДД поможет Вам, как участнику дорожного движения, избежать неоднозначных ситуаций и огородить себя от лишних проблем.

  2. Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по нескольку раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here