При высокой влажности и частых колебаниях температуры одной из основных проблем водителей является запотевание стёкол автомобиля. Эта проблема появляется при снижении температуры окружающей среды, в связи с чем, стекло охлаждается, а из-за тепла в салоне и отсутствия возможности испариться, влага оседает на стекле, образуя мельчайшие капельки.
Разумеется, через запотевшие стёкла намного хуже видно дорогу и всё, что её окружает. Стекло становится мутным. Более того, чтобы хоть как-то улучшить видимость, водитель постоянно отвлекается, чтобы протереть стекло, повышая тем самым риск попасть в аварию. Если лобовое и передние стёкла ещё хоть как-то обдуваются, что немного улучшает положение, то до задних обдув не достаёт.
Опытные водители дают очень много советов по поводу того, как бороться с запотеванием стёкол. Все они сводятся к одному – нужно заменить салонный фильтр. Так ли это? Из-за чего происходит запотевание стёкол?
Почему потеют стёкла в автомобиле

Конденсат на внутренней поверхности стекла появляется даже при небольшой разнице температуры с одной и другой стороны стекла. 1-2 градуса по Цельсию достаточно для запотевания. Чем больше эта разница, тем быстрее и в большем объёме запотевают стёкла. Примером резкого перепада температур может служить проезд в холодных туннелях, под эстакадами – т.е. там, где окружающая температура воздуха ниже. Также перепад температур наблюдается, когда водитель или пассажир садятся в непрогретую машину, от их дыхания на стекле появляется конденсат.
Объяснение здесь простое. При температуре воздуха +200С и относительной влажности 60%, количество влаги составит 9,6 г/м3. Если температуру снизить до +90С при той же концентрации влаги, относительная влажность вырастет до 100%, что послужит причиной появления конденсата на поверхности стекла.
В большинстве современных автомобилей производитель борется с запотеванием стёкол с помощью аппаратных средств. Например, устанавливает систему климат-контроля или использует экстремальный обдув стекла.
Причины запотевания стёкол

Есть несколько основных причин, по которым потеют стёкла. Причём каждая причина может влиять на общую ситуацию с запотеванием, либо содействовать большему запотеванию лобового стекла или боковых стёкол, или заднего стекла. Для наглядности, информацию представим в табличном виде.
Причины | Лобовое стекло | Боковое стекло со стороны водителя | Боковые стёкла | Задние стёкла |
Отказ печки и/или внутренней вентиляции | + | + | + | + |
Алкогольные пары (перегар) | + | + | + | + |
Засорившийся салонный фильтр | + | + | – | – |
Неправильный обдув | + | – | – | + |
Мокрые сиденья | + | – | + | – |
Отказ печки
Имеется ввиду протекание либо полный выход из строя печки. В случае протекания, влага из печки может попасть на коврик, способствуя появлению дополнительной влаги в салоне. Полная поломка приводит к тому, что жидкость и воздух в печке не греются, соответственно, не происходит осушение воздуха в салоне, что приводит к запотеванию.
Алкогольные пары (перегар)
Стёкла запотевают и из-за перегара. Это интересное физическое явление основано на том, что этиловый спирт способен разогревать и притягивать к себе водяной пар, что приводит к тому, что влага, имеющаяся в салоне, становится более концентрированной и ещё плотнее оседает на внутренней поверхности стекла автомобиля.
Проблема с салонным фильтром

Забитый воздушный фильтр не справляется со своей задачей, что приводит к образованию в салоне закрытого невентилируемого воздушного пространства. Со временем температура воздуха в салоне поднимается, и стёкла начинают потеть.
Однако эта проблема может возникнуть не только из-за того, что фильтр засорился, но и из-за неправильно подобранного фильтра, в частности, слишком плотного фильтра. В данном случае материал фильтра не справляется с пропусканием достаточного количества воздуха и, соответственно, не выводит влагу из салона. В связи с этим опытные автомобилисты советуют устанавливать на холодное время обычный фильтр, а на тёплое время – угольный. Стандартный фильтр пропускает через себя больше воздуха.
Неправильный обдув

Обычно это возникает при наличии проблем с внутренней вентиляцией. Стёкла не потеют при правильно настроенной вентиляции. Исключение – заднее стекло при температуре -150С. Как правило, причина кроется в забитых вентиляционных каналах или забитом рециркуляционном клапане. Если автомобиль старый, возможно, вентиляционные трубки прохудились, и в них образовались отверстия.
Важно! Помните, что для того чтобы стёкла не потели, нужно брать воздух снаружи, то есть отключать внутреннюю рециркуляцию воздуха.
Рекомендация: при начале движения поток воздуха направить на лобовое стекло, затем на передние боковые стёкла, затем на задние стёкла. Помните, что режим вентиляции и отопления регулируется не в сервисе, а самостоятельно каждым водителем в зависимости от состояния салона и внешних факторов, меняющихся каждую минуту.
Если вы не знаете, как в вашем автомобиле регулируется вентиляция и отопление, рекомендуем прочесть инструкцию к вашей модели автомобиля, раздел «Отопление и вентиляция».
Часто водитель даже не догадывается, что клапан рециркуляции сломан и продолжает ездить и гадать, почему стёкла потеют. В такой ситуации помогает либо исправление поломки, либо временное извлечение салонного фильтра (если, конечно, вы его только заменили, но это не помогло).
Мокрые сиденья

В основном, сиденья становятся влажными из-за того, что некоторое количество влаги попадает в салон и впитывается в поролоновую сидушку. Это явление может быть вызвано следующими причинами:
- Длительное нахождение автомобиля с открытыми дверями во влажном помещении.
- Нахождение водителя и/или пассажиров в салоне в мокрой верхней одежде.
- Попадание жидкости на сиденье (например, пролили воду).
- Старые резинки уплотнители на стёклах или дверях автомобиля.
Сюда также можно отнести ситуацию, когда автомобиль долгое время стоит на морозе, а потом резко перемещается в тепло.
Влажные коврики
Мокрые коврики также являются одной из основных причин запотевания стёкол зимой, весной и осенью. Причин скоплению влаги на или под ковриками несколько:
- Протекающая печка или её магистрали.
- Забитые дренажные отверстия в полу.
- Нанесённый и растаявший снег зимой или мокрая обувь водителя и/или пассажиров в дождливую погоду.
Что делать, чтобы стёкла не потели

Существует несколько рекомендаций, которые помогут сделать так, чтобы стёкла в автомобиле не потели:
- Стёкла внутри салона всегда должны быть чистыми. Их нельзя ни в коем случае трогать руками, мыть стёкла следует моющими средствами, затем насухо протирать чистой тряпочкой. При температуре воздуха ниже -250С и при поездках с пассажирами рекомендуется обработать стёкла от замерзания.
- Следить за состоянием салонного фильтра и печки. Их рабочее состояние позволит быстро избавиться от запотевания при уже запущенном двигателе.
- Включать не только печку, но и кондиционер (если имеется). Кондиционер позволит быстро избавиться от запотевания, причём как в тёплое, так и в холодное время года.
- Включать правильный забор воздуха. Воздух должен поступать снаружи, так как внешний воздух не такой влажный, как внутрисалонный.
- Просушить салон. Если автомобиль хранится в тёплом гараже, то стёкла потеют редко. Для высушивания салона нужно открыть двери в тёплом и сухом помещении.
- Следить за состоянием вентиляции салона. Следует регулярно проверять и прочищать дренажные каналы.
- Отключить систему климат-контроля.
- Использовать средства против запотевания стёкол. Это может быть как народное средство, так и купленное в магазине. Обработка антизапотевателем позволит снизить или полностью избавиться от влажности на внутренней поверхности стекла.
- Соблюдать последовательность прогрева. Выше дана была рекомендации по прогреву: сначала обдув направляется на лобовое стекло, затем на передние боковые стёкла, затем на заднее стекло.
- Проверить клапан рециркуляции воздуха.
Желательно периодически (хотя бы при смене сезонов) проверять и менять воздушные фильтры, прочищать каналы вентиляции и проверять клапан рециркуляции воздуха.

Периодически следует проверять негерметичные места автомобиля (гнёзда антенн, уплотнители стёкол и регуляторы зеркал), чтобы избежать попадания осадков в салон.
Многие автолюбители пользуются и другими хитростями. Например, приоткрывают немного окна, чтобы в салон попадал свежий воздух, другие – пользуются антизапотевателями. Но лучше не бороться с последствиями, а выявлять и бороться с причиной появления проблемы.
Перечисленные выше рекомендации помогут частично или полностью избавиться от запотевания стёкол в автомобиле. Многое зависит от конкретной ситуации (уровня влажности в салоне, исправности печки, вентиляции и других аппаратных средств) и комплекса предпринятых мер.
Если у вас остались какие-то вопросы, воспользуйтесь помощью наших экспертов, которые смогут ответить на любые вопросы быстро и достоверно.
Делитесь статьёй с друзьями в социальных сетях.