На территории пяти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе в России, ввели электронные паспорта транспортного средства (ПТС), а бумажные «пэтээски» канут в лету.
В силу вступило Соглашение о введение единых форм ПТС. А также об организации системы электронных паспортов. Уже был утверждён единый администратор союзной системы. Им стала компания «Электронный паспорт», входящая в государственную корпорацию «Ростехнологии». Как сообщили редакции autostavka.ru в Евразийской экономической комиссии, прямых аналогов у данной системы в мире нет.
С 1 июля 2016 года будет введена тестовая версия системы, автопроизводители смогут приступить к оформлению электронных паспортов. Процесс перехода на новую систему займёт 2 года, на протяжении этого времени уполномоченные органы и организации-изготовители продолжат параллельное оформление бумажных ПТС в соответствии с национальным законодательством. Однако с 1 июля 2017 года выдача бумажных ПТС для автомобилей прекратится. Для тракторов и иной самоходной техники это произойдёт с 1 июля 2018 года.
По мнению начальника отдела Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Ильи Новикова, создание единой базы данных автомобильной, сельскохозяйственной и других видов техники на территории ЕАЭС позволит снизить риски, очистить рынок от техники, не отвечающей требованиям безопасности, обеспечит государственный учёт и надзор за соответствием первоначальной конструкции автомобилей, а также поможет уберечь автомобили от угонов, незаконной разборки на запчасти и перебивки номеров.
Справка: в настоящее время получение ПТС обходится в 200 – 300 руб., аналогичная цена останется и у электронных ПТС.
Кстати, персональных данных владельца транспортного средства в электронных паспортах не будет. Цель – максимально идентифицировать характеристики самого автомобиля. VIN – уникальный номер автомобиля – будет указываться в договоре купли-продажи, по данному номеру можно будет в единой информационной системе определить статус электронного паспорта: действующий, аннулированный, погашенный, недействующий или утилизированный.
Информация об автомобиле будет храниться не только на протяжении всего жизненного цикла, но и после. Для того чтобы после утилизации двигатель, иной компонент, сам автомобиль неожиданно не воскресли, пояснил Новиков. Разработчики новой системы предусмотрели ранжированный доступ к ней: для собственников автомобилей, для тех, кто желает проверить авто на «чистоту» и для государственных органов.
При необходимости число базовых сведений в электронных ПТС может дополняться. Например, в них может вноситься информация о том, находится ли автомобиль в залоге, данные об участии его в ДТП, страховке и техосмотрах. Эта гибкая система предусмотрена в соглашении на усмотрение каждой страны.
Эксплуатация электроных ПТС позволит сократить финансовые затраты. В настоящее время бумажные ПТС оформляются на бланках строгой отчётности, хранятся в сейфах. Вся эта рутина прекращается. Для оформления электронного ПТС на иномарки в странах ЕАЭС создадут специальные уполномоченные органы в соответствии с обязательствами, записанными в Соглашении.
Лишних затрат при переходе на электронные ПТС автовладельцы не понесут.