Для любой машины автопроизводитель чётко регламентирует вид и марку топлива, которое следует использовать. Последствия использования дизеля или бензина не той марки может иметь серьёзные последствия, поэтому крайне важно знать процессы, протекающие в моторе в таком случае.
Что будет, если заправить автомобиль, рассчитанный на использование бензина, дизельным топливом
Благодаря конструкции заправочных пистолетов, даже неопытный водитель застрахован от такого рода ошибки. Однако прецеденты случаются.
Прежде всего, если вы совершили такую ошибку, вам необходимо немедленно заглушить мотор, чтобы уменьшить негативное влияние на него. В противном случае двигатель будет работать до тех пор, пока не выработает остатки бензина в топливной системе, после этого заглохнет и больше не заведётся, так как он не рассчитан на «переваривание» дизельного топлива.
Время работы мотора также зависит от количества бензина, которое оставалось в баке и количества дизельного топлива, которое было залито. В двигателе, рассчитанном на дизель, степень сжатия в 1,8 – 2 раза выше, чем в бензиновом двигателе. Кроме того, в дизельных двигателях установлены свечи накаливания (а не зажигания), что предопределяет не взаимозаменяемость этих видов топлива.
Однако на старых моделях двигателей с карбюратором при соотношении бензина и дизеля равном 3/1, автомобиль вполне способен передвигаться на небольших (до 70 км/ч) скоростях. Такое передвижение сопровождается детонацией, рывками при разгоне и низкой тяге. В лучшем случае это приведёт к закоксовке камеры сгорания. Поэтому лучше прекратить такую эксплуатацию.
В современных моделях двигателей степень сжатия составляет 11 – 12 единиц, что близко к показателям дизеля – 18 – 20 единиц. Однако работать на топливе даже с 10% солярки такие двигатели не смогут, так как в них использована современная система питания, электроника, которая принудительно выключит зажигание, либо топливные форсунки очень быстро забьются, что усугубит неровную работу двигателя и он заглохнет.
В карбюраторном двигателе для исправления ситуации достаточно просто слить топливную смесь и залить хороший бензин, а также добавить бензин непосредственно в карбюратор. Также необходимо проверить состояние свечей, при необходимости очистить их от нагара. Для автомобилей с современным двигателем такие действия не помогут, придётся обращаться в сервисный центр, так как кроме промывки форсунок, слива дизельного топлива и проверки свечей, нужно будет провести диагностику электроники автомобиля, и удалить ошибки из памяти авто, что невозможно сделать без специализированного оборудования.
Что будет, если заправить дизельное авто бензином
Принцип работы дизельного двигателя кардинально отличается. В нём нет свечей зажигания, поэтому воспламенение невозможно, оно будет происходить значительно раньше, что приведёт к смещению фаз и сильной детонации.
В дизельном двигателе в камеру сгорания поступает не топливо-воздушная смесь, а чистая солярка, которая в камере сгорания смешивается с предварительно закаченным воздухом и под действием давления воспламеняется.
Кроме того в дизельном двигателе питание осуществляется с помощью топливного насоса высокого давления либо насос-форсунок, в которых соляр является своеобразной смазкой, поэтому работа такого двигателя на бензине или на смеси с высоким содержанием бензина чревата капитальным ремонтом двигателя.
Что будет если залить высокооктановое топливо в бензиновый двигатель
Высокооктановое топливо – это смесь 85% денатурированного этанола и 15% присадок с добавлением бензина.
Последствия такой ошибки бывают разными и зависят от типа двигателя, установленного в автомобиле. Для современных двигателей с инжекторной системой распределения впрыска и электронным блоком управления при недолгом использовании высокооктанового топлива серьёзных последствий не будет. Это связано с высокой степенью сжатия, оперативной корректировкой угла опережения сгорания, а также наличием гидрокомпенсаторов клапанного механизма. Таким образом, современные системы не позволят нанести непоправимый урон двигателю, но только в случае непродолжительной езды и отсутствия сильных нагрузок.
Если в автомобиле установлен двигатель, произведённый 10 – 15 лет назад, даже при условии использования инжектора, возможно прогорание клапанов и, возможно, даже поршней. Это связано с ранним зажиганием, а также более высокой температурой отводимых газов. Отсутствие в моторе датчика детонации не позволяет электронике корректировать параметры его работы, что приводит к повреждениям.
Кроме того, ни одна система управления не сможет довести параметры работы на высокооктановом топливе до нормативных, так как это топливо, основой которого служит спирт, а не продукт нефтепереработки.
Так как данный вид топлива пока не так широко распространён, некоторые производители выпускают, так называемые, битопливные двигатели, способные работать на этаноле и на обычном бензине. Эти двигатели, как правило, имеют дублированную систему управления, которая способна переключать все процессы сгорания и смесеобразования на тот вид топлива, который залил автомобилист.
Что будет, если залить бензин со слишком высоким октановым числом в бензиновый двигатель
Считается, что использование высокооктанового топлива может повысить мощность двигателя и при этом снизить расход топлива. Отчасти это правда, но положительный эффект настолько мал, что не в силах компенсировать даже разницу в цене на такой бензин. Кроме того, высокое октановое число сказывается негативно на состоянии свечей зажигания. Других серьёзных последствий (при условии, что вы используете бензин А98 в двигателе, который рассчитан на А80) не будет.
Что будет если использовать бензин с низким октановым числом в двигателе, рассчитанном на высокооктановое октановое число
Использование низкооктанового топлива в таких автомобилях серьёзно нарушит работу всех систем двигателя и вызовет сильную детонацию, которая приведёт к поломкам. Даже современные системы не в силах полностью скорректировать работу мотора и обеспечить нормальную эксплуатацию. Если речь идёт о незначительном снижении октанового числа, например, с А95 до А92, то обычный водитель может и не почувствовать разницы, при большем снижении октанового числа резко ухудшится тяга, появится вибрация и стук.
Таким образом, для любого двигателя, хоть старого, хоть современного необходимо использовать только то топливо, которое рекомендовал производитель, это позволит избежать дорогостоящего ремонта и обеспечить долговечность автомобиля. Знание возможных последствий позволит минимизировать негативное воздействие от применения другого топлива.