Чем отличается АИ-92 от АИ-95 и от АИ-98

0
3284
бензин, октановое число, какой бензин лить, соотношение степени сжатия и марки бензина, АИ-92, АИ-95, АИ-98, маркировка бензина, отличие АИ 92 и АИ 95

Если маркировка бензина на заправках для вас ничего не значит или вы думаете, что чем больше цифра, тем лучше, то эта статья создана специально для вас. Пора раз и навсегда развеять мифы о бензине и выяснить, что означают числа в маркировках бензина, а также выяснить, лучше ли будет автомобилю, если в него заливать дорогое топливо.

Маркировка бензина

бензин, октановое число, какой бензин лить, соотношение степени сжатия и марки бензина, АИ-92, АИ-95, АИ-98, маркировка бензина, отличие АИ 92 и АИ 95

Прежде чем анализировать маркировку бензина, следует разобраться, зачем она вообще нужна.

Как работает двигатель? Упрощённая схема работы мотора такова: в двигатель подаётся бензин и воздух, поршень двигается вверх и вниз, примерно в верхней точке движения поршня свеча зажигания поджигает топливно-воздушную смесь, сгорающее топливо толкает поршень вниз. При этом важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя, то есть именно в тот момент, когда его поджигает свеча зажигания.

Если же топливо вспыхивает раньше времени, когда поршень ещё идёт вверх, это вредит двигателю, разрушая его. Поэтому одна из важных характеристик топлива – это детонационная стойкость, то есть способность топлива противостоять самопроизвольному воспламенению. Детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина. Октановое число указано в маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.

Чем больше число – тем лучше

бензин, октановое число, какой бензин лить, соотношение степени сжатия и марки бензина, АИ-92, АИ-95, АИ-98, маркировка бензина, отличие АИ 92 и АИ 95

Это миф. Бензин АИ-95 вовсе не лучше АИ-92, они просто разные и созданы для разных двигателей. Одни модели двигателей имеют более низкую степень сжатия, риск возникновения детонации в них ниже, поэтому для таких двигателей подходит более низкооктановый бензин – АИ-92.  В других моделях двигателя степень сжатия выше, либо топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, повышающей итоговую компрессию в цилиндре, в результате риск возникновения детонации также растёт, поэтому таким моделям двигателя требуется топливо с более высоким октановым числом, чтобы этого избежать.

Поэтому думать, что бензин АИ-95 лучше, чем АИ-92 так же логично, как думать, что абсент лучше водки, потому что в нём 70 градусов против 40. Качество бензина не характеризуется его октановым числом. Не марка бензина характеризует содержание серы, марганца и других примесей, а технический регламент. Поэтому не стоит полагать, что 95ый бензин чище и качественней 92: качество обоих марок бензина соответствует современным требованиям к топливу и актуальным нормам.

Выше октановое число – лучше для автомобиля

бензин, октановое число, какой бензин лить, соотношение степени сжатия и марки бензина, АИ-92, АИ-95, АИ-98, маркировка бензина, отличие АИ 92 и АИ 95

При прямой перегонки нефти, бензин получается вовсе не с таким октановым числом, которое видит конечный покупатель, а всего в 42 – 58. То есть низкого качества. Почему так, спросите вы, разве нельзя сразу перегонять бензин хорошего качества с октановым числом 92 и 95? Можно, но это дорого. Литр топлива в этом случае будет стоить намного дороже, нежели сейчас. Выработка такого топлива называется риформинг. Таким способом бензин производят всего 40 – 50% от общей массы (и в основном в западных странах). Вторая технология производства бензина называется гидрокрекинг или каталитический крекинг. Бензин при втором способе получается менее очищенным и имеет октановое число 82 – 85.

Для того чтобы повысить октановое число при втором подходе прибегают к различным присадкам:

  • присадки, основанные на металлосодержащих составах (например, тетраэтилсвинец). Условно их называют этилированные бензины. Такие присадки очень эффективны и заставляют двигатель работать на всю. Но такие присадки очень вредны. Как видно из названия в составе таких присадок есть металл, а именно свинец, который при сгорании образует газообразный свинец в воздухе, который очень вреден.
  • более совершенные присадки, основанные на ферроцене, марганце, никеле, но чаще всего на монометиланилин (ММНА). Эти присадки смешивают с бензином, доводя смесь до нужного октанового числа. Но такие присадки также не идеальны, они образуют налёт на свечах, поршнях, засоряют датчики и катализаторы. Поэтому рано или поздно такой бензин приведёт к закупорке двигателя (причём в прямом смысле слова).
  • третий вид присадок – спирты и эфиры. Самые экологические присадки, не несущие вред окружающей среде. Однако и у этих присадок есть недостаток – низкое октановое число спиртов и эфиров – всего 120 пунктов. Поэтому для достижения требуемого октанового числа в бензине приходится использовать больше таких присадок (около 10 – 20%). Ещё один недостаток – это агрессивность эфирных и спиртовых присадок. При большом содержании они быстрее разъедают пластиковые и резиновые патрубки и датчики. Поэтому объём таких присадок в топливе ограничен 15%.

По факту, разница между АИ-92 и АИ-95 минимальна, поэтому, скорее всего, вы даже не заметите разницы. Причём в бензине марки АИ-95 больше присадок. Причём вопрос каких? Некачественные присадки в большом количестве могут существенно сократить жизнь двигателя. Количество и качество присадок полностью зависят от порядочности производителя, никаких жёстких регламентов, контролирующих процент добавления присадок, в России нет. Поэтому заправляя свой автомобиль 95 бензином вместо 92 вы практически ничего не выиграете, а не зная качество топлива вы играете в русскую рулетку.

Сейчас в основном все производители используют третий вид присадок – эфирные, так как эфиры имеют более низкую температуру сгорания, что позволяет немного сэкономить топливо при заправке 95 бензином по сравнению с 92, выхлоп при этом будет более экологическим.

Что касается мифа о прогорании клапанов и так далее, то этого не случится. Это было характерно для этилированных бензинов, имеющих металлические присадки. Высокооктановые бензины с такими присадки могли нанести вред двигателю. Но сейчас такой проблемы нет, как нет и такого бензина.

На практике бензин на разных заправках разный, нужно найти хорошего производителя топлива и заправляться именно у него. В Интернете множество тестов бензина с разных заправок. В некоторых тестах при анализе 92 бензина выявлялось, что это вовсе не такой бензин, как заявлен, а его октановое число всего 76,9! И вот такое автомобилисты льют в свои автомобили, пытаясь сэкономить, заправляя авто на левых заправках с неизвестными названиями или вовсе без него. А потом едут в сервис на промывку двигателя или на капитальный ремонт.

Степень сжатия

бензин, октановое число, какой бензин лить, соотношение степени сжатия и марки бензина, АИ-92, АИ-95, АИ-98, маркировка бензина, отличие АИ 92 и АИ 95

Под степенью сжатия понимается отношение объёма надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в нижней мёртвой точке к объёму надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в верхней мёртвой точке.

Увеличение степени сжатия требует использование топлива с более высоким октановым числом (для бензиновых двигателей для того чтобы избежать детонации). В общем случае повышение степени сжатия ведёт к повышению мощности ДВС и способствует снижению расхода топлива.

Соотношение степени сжатия и октанового числа

  • 92 – 10,5;
  • 95 – 10-12,5;
  • 98 – 12-14,5;
  • 102 – 13,5-16;
  • 109 – 15,5-18.

Если степень сжатия ниже 10,5 – заливать следует бензин АИ-92.

Если степень сжатия от 10 до 12 – не ниже АИ-95. В этом случае объём камеры сгорания сделан специально для такого топлива. АИ-92 как бы можно заливать, но не желательно.

Если степень сжатия от 12 и выше – не ниже АИ-98.

АИ-102 и АИ-109 – для степени сжатия от 14 и от16 соответственно.

Важно! Не путайте степень сжатия с компрессией.

Разные методики определения октанового числа

бензин, октановое число, какой бензин лить, соотношение степени сжатия и марки бензина, АИ-92, АИ-95, АИ-98, маркировка бензина, отличие АИ 92 и АИ 95

Ещё одна проблема для неопытного автовладельца – разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего бензина для конкретного автомобиля. В основном, трудности возникают из-за разницы в американской и европейской системах.

Вкратце, системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в США, Бразилии, Канаде и некоторых других странах бензин маркируется по «антидетонационному индексу», а в Европе – по исследовательскому методу. Российская аббревиатура АИ означает «автомобильный» бензин и определяется по исследовательскому методу. Аббревиатура AKI «anti-knock index» («антидетонационный индекс») является средним арифметическим между двумя результатами, рассчитанными по двум методикам определения октанового числа (моторного и исследовательского). Значение AKI получается ниже, чем у исследовательского метода. То есть AKI 91 – это вовсе не то же самое, что АИ-92.

Примерное соответствие российского АИ и зарубежного AKI:

  • AKI 87 – АИ-92;
  • AKI 91 – АИ-95;
  • AKI 93 – АИ-98;

Поэтому, приобретая автомобиль, обязательно посмотрите, что написано на крышке бензобака и изучите инструкцию по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.

«Фирменное» топливо или обычное

бензин, октановое число, какой бензин лить, соотношение степени сжатия и марки бензина, АИ-92, АИ-95, АИ-98, маркировка бензина, отличие АИ 92 и АИ 95

Ещё один вопрос, касающийся топлива, это – стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует сначала разобраться, чем обусловлено повышение цены: это не абстрактное повышение качества, а в первую очередь добавление моющих присадок. Эти присадки влияют не на качество работы двигателя, а на его условную «чистоту» для мотора. Эти присадки предотвращают образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин сам по себе чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц и даже за год. Поэтому переплачивать за «фирменное» топливо с чистящими присадками совершенно не обязательно. Это действие не даст сиюминутный эффект, обладая, скорее, профилактическим действием.

Вывод: выбор октанового числа зависит от модели двигателя и качества топлива. В лучшем случае следует заливать бензин по паспорту. Если вы хотите сэкономить, то вам нужно предварительно рассчитать, что будет экономичнее в итоге. А так же возможность такой экономии.

Важно! Турбированный мотор «кушает» только бензин по паспорту.

Большинство иномарок имеют степень сжатия до 10,8, поэтому в них льют АИ-92 и никаких проблем (конечно, при условии качественного бензина). Зимой двигатель на АИ-92 запускается при более низких температурах.

Помните, что главная причина засорения двигателя, детонации и прочих проблем – некачественное топливо. Подходите к выбору заправки с умом.

#бензин #маркибензина #фирменноетопливо #фирменныйбензин #октановоечисло #качественныйбензин #какойбензинлить #детонация

Оставить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here