Российское правительство заявило о старте субсидирования разработки и создания беспилотных автомобилей в России. Дмитрий Медведев подписал документ, согласно которому затраты на разработку систем автономных транспортных средств будут компенсироваться на 97%. Государственный бюджет пойдёт не только на технические изыскания, но и на заработные платы сотрудникам, которые участвуют в научных работах.
Субсидии производителям будут предоставляться один раз в месяц, в размере до 1 млрд рублей, но только при соблюдении ряда условий. Так, в 2016 году претендент на получение субсидии должен разработать и создать опытный образец системы управления и органов управления, расположенных в салоне беспилотного автомобиля. Кроме того, у кандидата должны отсутствовать долги перед бюджетом. Самое главное условие – создание в России научно-технического центра и предоставление бизнес-плана по выпуску беспилотников в течение 5 лет с момента получения первых субсидий.
Конкурс на 100 млн рублей
Стимулировать разработки в сфере беспилотных автомобилей правительство России решило ещё в 2014 году, тогда Минпромторг объявило конкурс на разработку беспилотного автомобиля. Победитель должен был получить 100 млн рублей в виде субсидии. По условиям конкурса участвовать в нём могли только российские организации. Цель конкурса заключалась в создании серийного автомобиля B-класса с функциями автономного управления. Первую партию беспилотных авто нужно было представить в 2016 году, через 4 года исполнитель должен был наладить выпуск автомобилей на сумму 1,5 млрд рублей.
Однако ни одной заявки на участие в данном конкурсе не было подано, хотя действующих проектов было немало. Например, в 2012 году компания RoboCV объявила о разработке автопилота для автомобилей на базе навигационной системы ГЛОНАСС. Этот автопилот должен был стать универсальным для любых движущихся устройств: от складских тележек до космического транспорта.
С 2012 года институт НАМИ также занимается разработкой автономных систем. Наладить выпуск беспилотников институт планировал к 2018 году.
Группа студентов Томского университета работает над радиолокационными системами для автомобилей.
Любительское конструкторское бюро «Аврора» разработало и создало беспилотную грузовую «ГАЗель».
Грузовые авто и сельхозтехника без водителя
Комментируя идею правительства РФ, генеральный директор Cognitive Technoologies Андрей Черногоров объяснил, что субсидии будут предоставляться российским производителям с опытным производством и испытательным центром. Первыми получить субсидии от государства могут КамАЗ и инжениринговая компания Cognitive Technoologies, которые совместно разрабатывают проект беспилотного грузовика. Ещё в 2015 году руководители компании рассчитывали получить государственную поддержку и демонстрировали разработки Дмитрию Медведеву. Общий объём инвестиций в разработку и доводку системы оценивается в 12 млрд рублей.
Конструкция беспилотного КамАЗа ничем особенным не отличается: за сбор данных отвечают камеры и датчики, управляют автомобилем сервоприводы на рулевой рейке, в системе управления двигателем и в тормозной системе. Автопилот способен распознавать сигналы светофора, знаки, пешеходов и иных участников дорожного движения с любого ракурса, а также в условиях недостаточной видимости.
Российский проект отличается особой моделью компьютерного зрения. Компания Cognitive Technoologies использует пассивную модель компьютерного зрения, при которой информация, необходимая при управлении машиной, считывается с видеокамер, а не поступает от дорожных передатчиков. Кроме того, беспилотный КамАЗ будет способен ездить по дорогам с плохим покрытием, ямами, кочкам и без дорожной разметки. «В отличие от западных аналогов мы стараемся сделать систему, способную работать на большинстве дорог во всём мире. Как известно, около 70% дорог на Земле имеют плохое качество», — уточнил Андрей Черногоров.
Беспилотные автобусы
Ещё одним перспективным проектом, которым занимается Волжская компания VolgaBus, является создание беспилотного автобуса, пилотный образец которого в скором времени будет продемонстрирован на ВДНХ. Компания планирует обратиться за государственной поддержкой, но пока что, как пояснил представитель компании Кирилл Урванцев, VolgaBus вкладывает свои средства и не подходит под требования правительства. Например, по количеству сотрудников. Однако VolgaBus уже приступила к созданию своего собственного исследовательского центра. Центр НИОКР «Бакулин Моторс Групп» начнёт работу в Сколково в 2017 году. На начальном этапе в техноцентре будет работать 30 сотрудников, к 2018 году штат планируется расширить до 100 специалистов.
В проектах «Бакулин Моторс Групп» принимает активное участие КБ «Аврора». Основной проект получил название Matreshka и представляет собой универсальное шасси с электрическим двигателем, на котором можно построить автобусы и небольшие грузовики. В Сколково уже тестируется прототип компактного автобуса, который может сам выезжать со стоянки и делает остановки для посадки пассажиров. Другой экземпляр испытывается на полигоне. Самой амбициозной целью разработчиков является поставка беспилотников для обслуживания посетителей чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России.
Первые тесты беспилотных автомобилей начнутся как раз в 2018 году, прототипы будут испытывать в Москве, Подмосковье, а также в Республике Татарстан. Массовое производство и эксплуатация автомобилей, по мнению Андрея Черногорова, начнётся в 2020 году. Использовать данные автомобили на закрытых территориях можно будет уже в течение ближайших 2 – 3 лет.
Вывести беспилотные автомобили на дороги общественного пользования мешает отсутствие законодательной базы, однако этот вопрос решается, отмечает Черногоров.
Фото и видео: Cognitive Technologies, Volgabus, КБ «Аврора».