В Норвегии планируют с 2025 года ввести полный запрет на продажу новых автомобилей на бензине. Подобное решение обсуждается и в Нидерландах. Однако отказ от бензина совсем не обязательно приведет к снижению мирового потребления нефти.
Окончательного решения в Нидерландах и Норвегии еще не принято, но тенденция к отказу от бензинового топлива уже наметилась. К тому же в Норвегии уже сейчас около 24% (почти ¼) новых автомобилей на электроходу, что упрощает полный переход на экологически чистый транспорт.
Да и мировые продажи автомобилей на «чистом топливе» постоянно растут. По прогнозам экспертов спрос на гибриды и электромобили к 2020 году достигнет 3,3 миллиона автомобилей по каждому сегменту в год. С одной стороны прогнозируемая цифра значительная, с другой – это будет лишь 3,3 % мирового авторынка. Мнения экспертов по поводу данной ситуации разделились: некоторые являются сторонниками «зеленой» автореволюции, а некоторые ее противниками.
Ведущий эксперт Союза нефтепромышленников Рустам Танкаев отметил, что уже сейчас в некоторых странах Европы есть населенные пункты, в которых полностью отказались от бензиновых автомобилей. «При этом – парадокс – именно в этих странах отмечен рост потребления нефти на 20%, — отмечает эксперт. – Строительство мощностей по генерации электроэнергии требует больших затрат, в том числе и роста потребления традиционного сырья».
Кроме того, как отметил эксперт, коэффициент полезного действия цепочки нефть – переработка – бензин – заправка намного эффективнее. «Естественно, переход на машины с биотопливом и электромобили положительно влияет на атмосферу, — продолжает Рустам Танкаев. – Однако при этом, повторюсь, ведет к увеличению потребления нефти, что в результате приводит к увеличению ее стоимости».
Впрочем, имеются и другие технологии, например, основанные на разложении воды при помощи катализатора. В теории о данной технологии говорят уже давно, однако на практике каких-то прорывных разработок нет. Биологическое топливо также было популярной темой, особенно в Европе, где власти даже предоставляли налоговые льготы таким производителям. Однако благая идея обернулась лишь проблемами: излишки сельхозпроизводства, которые поставлялись до этого из Европы в Африку, пошли на производство биологического топлива. В результате в Европу хлынули потоки африканских беженцев, а все преференции были моментально отменены, отметил эксперт.
Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отметил, что пример Норвегии является заразительным для других западноевропейских стран, которые уже готовы к полному переходу на новый автомобильный рынок. Больше внимания «зеленым» технологиям планирует уделять и Китай. В США электромобили пока что остаются премиум-сегментом и, видимо, рынок будет развиваться самостоятельно, считает Иван Андриевский. Однако в любом случае, считает эксперт, доля бензиновых автомобилей постепенно будет сокращаться, что непременно скажется на рынке углеводородов. К тому же снижение потребления нефти в мировом энергобалансе – это давно заметный тренд. «Каких-либо резких изменений на рынке нефти мы не увидим, однако постепенные структурные изменения неизбежны», — резюмировал эксперт. Поэтому сырьевым державам, к которым относится Россия, следует ускорять процессы по перестройке своих экономик.